Научно-методическая работа

   Научно-методическая работа является составной частью учебного процесса и одним из основных видов деятельности руководящих и педагогических работников техникума.
  Для организации методической работы в техникуме создана методическая служба. Научно-методическую деятельность преподавателей направляет методический совет.
  Педагогический коллектив техникума работает над решением методической проблемы «Обеспечение качества образования – необходимое условие формирования профессиональной компетентности будущего специалиста».
  Основными направлениями работы педколлектива являются:
- повышение квалификации преподавателей;
- исследовательская деятельность преподавателей и студентов;
- инновационные подходы к организации обучения;
- программно-методическая деятельность;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта творчески работающих преподавателей.
  Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и профессиональной компетентности – главная методическая задача техникума, для решения которой созданы все условия.
  Повышение профессиональной компетентности преподавателей техникума обеспечивается системой форм методической работы:
- фронтальные формы работы - педагогический совет, семинарские занятия, конференции, мастер-классы, конкурсы;
- групповые формы работы – методический совет, «Школа начинающего преподавателя», «Школа педагогического мастерства», цикловые комиссии, открытые уроки и внеаудиторные мероприятия;
- индивидуальные формы работы – индивидуальные консультации, изучение опыта работы.

  «Школа начинающего преподавателя» создана для оказания методической помощи преподавателям, не имеющим педагогического образования. Работа «Школы педагогического мастерства» направлена на изучение современных технологий, методов обучения и воспитания.
Тематика заседаний педагогического и методического советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решить педагогический коллектив техникума. В нетрадиционной форме (проблемные группы, семинары-практикумы, деловые игры) с применением компьютерных технологий были проведены следующие педагогические советы:
- «Организация контроля за учебной деятельностью студентов»;
- «Формирование здоровьесберегающего пространства техникума»;
- «Подготовка конкурентоспособных специалистов в условиях техникума с участием социальных партнеров»;
- «Исследовательская деятельность как условие формирования профессиональной компетентности будущих специалистов»;
- «Формирование экологической культуры студентов на уроках и внеурочное время».

  Росту научно-методической компетентности преподавателей способствует система повышения квалификации, предусматривающая организацию курсов по различным направлениям на базе техникума и в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования (АКИПКРО).
Преподаватели совершенствуют свои знания по темам:
- «Проектирование педагогической деятельности преподавателя СПО в условиях модернизации образования»;
- «Повышение профессиональной компетентности учителя физической культуры и ОБЖ»;
- «Теория и практика социального воспитания. Проектирование моделей интеграции основного и дополнительного образования детей»;
- «Формирование системы менеджмента качества образовательного учреждения».

  Значительную роль в самосовершенствовании преподавателей, повышении их профессионального уровня, педагогических знаний и методического мастерства играет аттестация. Основные формы прохождения аттестации в техникуме – защита методической разработки, обобщение опыта работы, открытые уроки.
Опытные преподаватели внедряют в учебный процесс инновационные технологии преподавания. За последние годы в методическом кабинете техникума база данных передового педагогического опыта и инновационных идей пополнилась методическими материалами:
- «Формы методической работы с начинающими преподавателями» (Пасько Л.И.);
- «Использование личностно-ориентированных технологий обучения в ССУЗах» (Коноваленко Т.Н.);
- «Формы организации работы студентов малыми группами» (Онищенко А.М.);
- «Развитие творческих способностей средствами русского языка в процессе организации кружковой работы» (Мостипак И.Г.);
- «Методы контроля и самоконтроля результатов учебно-познавательной деятельности и их роль в формировании мотивации учения студентов» (Мусихина Н.И.);
- «Роль практического обучения в подготовке специалистов» (Гайдар Т.Я.).

  Каждый преподаватель в рамках самообразования исследует конкретную учебно-методическую проблему.
С целью обобщения и распространения педагогического опыта в техникуме проводятся мастер-классы, семинары, научно-практические конференции, традиционным стал конкурс педагогического мастерства «Новаторский стиль».

  В рамках учебно-методической работы преподаватели разрабатывают учебно-методические комплексы по дисциплинам, создают учебные и методические пособия. Лучшие методические разработки печатаются и размещаются в методическом кабинете техникума. Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов направлена на повышение качества профессиональной подготовки, стимулирование творческой активности. Студенты техникума с интересом занимаются различными формами исследовательской деятельности и подходят к ней с большой ответственностью. Свидетельство этому - участие студентов и преподавателей в научно-практических конференциях городского и краевого уровня, достаточно высокие оценки выступлений студентов и публикации опытнических и исследовательских работ в сборниках тезисов.
  Дипломами и грамотами отмечены следующие студенческие работы, представленные на краевые конференции за последние 2 года:
- «Экономические методы управления на предприятии», «Формирование знаний об избирательном праве в молодежной среде» (руководитель Булда С.В.);
- «Роль и значение коммерческой службы в управлении социально-экономическими процессами» (руководитель Гуртовенко Т.А.);
- «Современные формы мотивации труда в сельском хозяйстве» (руководитель Бондарь Г.А.);
- «Исследование береговой зоны озера Большое Яровое» (руководитель Полищук О.С.);
- «История российских немцев в зеркале времени», «История создания и развития немецкоязычной газеты «Цайтунг фюр Дих» (руководитель Ощепкова Е.А.).

  Методическая работа преподавателей выходит за рамки учебного заведения. Преподаватели активно участвовали в краевых и региональных мероприятиях:
– краевая научно-практическая конференция «Интеграция субъектов образования в Алтайском крае: опыт, проблемы, перспективы» (Мостипак И.Г., Коноваленко Т.Н.);
- региональная научно-практическая конференция «Управление инновационными образовательными системами в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» (Коноваленко Т.Н.);
- краевой дистанционный творческий конкурс «Педагогическая мастерская», номинация «Разработка уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий» (Коноваленко Т.Н.);
- краевой конкурс методических материалов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» (Ощепкова Е.А.);
- краевые научно-практические студенческие конференции «Концепция успеха в функционировании и развитии предприятий Алтайского края: опыт проблемы, перспективы» (Булда С.В., Полищук О.С.), «Молодежь и культура: духовное возрождение России» (Ощепкова Е.А.);
- краевая олимпиада по иностранному языку (Ощепкова Е.А.);
- Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» (Ощепкова Е.А., Спесивцева А.В.).

  Все мероприятия широко освещаются в средствах массовой информации: газетах «Славгородские вести», «Вечерний Славгород», телевидении «Траст», «Степь».

  Своеобразной формой подведения итогов методической работы за год является выпуск бюллетеня «Методический калейдоскоп», по содержанию материалов которого каждый преподаватель может оценить свой вклад в эту работу.